{{ children.label }}

Владимир Лазарев – о любви к теннису сквозь года, о становлении Российского теннисного тура и его будущем

Владимир Лазарев – о любви к теннису сквозь года, о становлении Российского теннисного тура и его будущем

Владимир Лазарев, вице-президент Федерации тенниса России и генеральный директор Российского теннисного тура (РТТ), поделился воспоминаниями о том, как создавалась вся соревновательная система отечественного тенниса, рассказал про основную «методичку» для организаторов турниров и поделился планами дальнейшего развития.

- Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, для непогружённого в теннисную структуру человека, что представляет собой Российский теннисный тур? Как выстроена работа? Какие задачи вы решаете?

- Российский теннисный тур – это дочерняя структура Федерации тенниса России, созданная по инициативе Шамиля Анвяровича Тарпищева. Задачи у нас конкретные. Это развитие соревновательного процесса на территории Российской Федерации, то есть ведение календаря, учёт результатов спортсменов (включая успехи наших спортсменов за рубежом), ведение рейтинга. Если крупными блоками, то так.

- Как выстраивается календарь?

- Календарь – это очень важная и интересная тема для всех российских теннисистов, поскольку позволяет увидеть, что планирует Федерация и региональные партнёры в течение года в разных возрастных группах, какие форматы турниров предполагаются. Но помимо прочего календарь – это не нечто застывшее, это всегда процесс. Сначала ФТР планирует свои основные соревнования – это чемпионаты, Первенства, всероссийские соревнования. Они распределяются с учётом необходимости подготовки к международным соревнованиям сборной России. Определяются основные места проведения этих соревнований. Так формируется скелет всего календаря, как правило, в конце лета. Например, сейчас нам предстоит его подготовить на 2024-й год. Этим занимаются совместно тренерский совет ФТР, РТТ, коллегия спортивных судей. Затем, когда публикуется проект календаря, наши партнёры-организаторы во всех регионах подают заявки на проведение турниров и внесение их в официальный календарь РТТ.

Могу сказать, что за период с июня прошлого года по июль 2023 года проведено около 4 000 турниров в 8-ми федеральных округах, 53-х регионах, 85-ти городах. И это достаточно широкий охват территории России. Мы очень хорошо наладили работу с регионами, с локальными федерациями, а самое главное – с организаторами турниров, поскольку они наше первичное звено, ответственное за проведение соревнований. Именно они делают теннисное событие либо хорошим, либо не очень.

Конечно, есть регионы, в которых проходит больше соревнований. Если брать нашу географию, то это европейская часть России. Очевидно, что здесь больше теннисистов и больше городов, которые развивают теннис, но тем не менее идёт серьезная работа в Сибири и на Дальнем Востоке. Мы очень рассчитываем на то, что эта тенденция к развитию турниров будет продолжена.

- Что нужно сделать, чтобы турнир вошёл в календарь РТТ и чтобы за него давали очки?

- На самом деле всё просто. Есть очень важный документ – регламент РТТ – он как библия для организаторов соревнований. Там прописаны все тонкости и нюансы. Этот регламент основан на лучшей международной практике и с учётом, конечно, наших российских реалий и особенностей.

Когда Российский теннисный тур только начинал своё существование, был подготовлен первый регламент и он содержал в себе порядка 30-40 страниц текста. Сейчас это уже 150 страниц! А всё потому, что спорт развивается, требуются уточнения отдельных организационных моментов. Это неизбежно, но помогает хорошо организовывать процесс. Я подчеркиваю, что это процесс, что очень важно, ведь у нас не только директивные отношения со стороны Федерации и РТТ по отношению к регионам, организаторам соревнований, к игрокам. У нас есть обратная связь, что мы очень ценим, потому что партнёры на местах подают зачастую очень правильные советы, что поправить в регламенте.

- Как изменился РТТ за последние 20 лет, на ваш взгляд?

- Российский теннисный тур стартовал в 2000-м году 1 января. И работает уже 23 года. Конечно же, это целая история, это изменения, которые реально происходили во времени. Но я вам скажу, что начинали мы очень скромно. Интернет ещё не был распространён в стране, мы были вынуждены опираться на наших партнёров-соучредителей. Календарь и рейтинги печатали в журнале «Матчбол. Теннис», рассылали их физически в регионы, чтобы организаторы турниров могли ими пользоваться и проводить соревнования. Но очень быстро поняли, что это уже архаизм, и, по-моему, в конце 2001 года приняли кардинальное для себя решение перейти полностью в интернет. Тогда это вызывало большие дискуссии, непросто давалось решение, которое сейчас кажется совершенно очевидным и естественным. И когда мы перешли полностью в цифру, пошла, так сказать, жизнь. Тогда это был первый качественный шаг в нашем росте. Он произошёл спустя всего лишь два года после начала существования тура. Дальше был период стабильного развития, но это на словах, а на деле – жизнь кипела и многие вещи, которые давно были забыты, тогда оказались очень актуальными. Например, в 90-е годы, до того, как тур начал работать, ФТР в соревновательном плане уделяла внимание основным своим турнирам – чемпионатам, Первенствам. А все остальные соревнования проводились организаторами совершенно свободно, когда хотели, в каких угодно возрастных группах, по собственным регламентам, то есть была такая воля вольная, которая порождала много сложностей, и для спортсменов в первую очередь, ведь часто нарушались регламенты и правила.

Это было одной из причин, почему нам нужно создавать тур и упорядочить всю эту деятельность, привести к единым стандартам, как тогда было у ITF. Мы опирались на их опыт. И, пожалуй, второй серьёзный шаг нашего роста – это работа с организаторами по приведению всего к единым стандартам, должной квалификации персонала и квалифицированному уровню судейства. Это огромная работа, которую мы делали в течение десяти лет, каждого воспитывали по-своему, кого-то и на ковёр вызывали.

В рабочий процесс включились тогда опытнейшие сотрудники, которых делегировала ФТР, Владимир Александрович Солнцев и Анатолий Павлович Максимов. И сейчас, на мой взгляд, идёт этап естественного развития, когда основные организационные вопросы решены, уже у нескольких поколений теннисистов даже мыслей не возникает, что когда-то не было РТТ.

То, что это система работает, это результат большой-большой работы, которая не видна общественности, но она и не должна быть видна, это же не спортивное достижение, но это серьёзный труд – ФТР, РТТ и огромного количества организаторов на местах, а их у нас больше 250 в регионах, поэтому это наш золотой фонд, на котором стоит и развивается российский теннис.

- Какие турниры, входящие в РТТ, вы бы назвали легендарными со своей отдельной историей и традициями? Назовите свои любимые.

- Вы знаете, я люблю все турниры. Да и моё положение заставляет меня одинаково относиться ко всем соревнованиям, которые включены в календарь РТТ. Но, разумеется, есть любимчики. Например, Кубок Озерова. Он имеет давнюю историю ещё с советского периода. Это был первый турнир Международной федерации тенниса (ITF), проведённый на территории Советского Союза в 1988 году. Проходил он тогда в Сочи, потом перекочевал в Москву, а затем в конце концов обосновался на родине Николая Николаевича Озерова в городе Рязани и последние годы проходит именно там.

Мне очень близки все соревнования, которые проводит Федерации тенниса России. Естественно, это первенства по всем возрастам, личные и командные. Мне очень нравятся турниры, особенно международные, которые проводили организаторы в Химках. Это прекрасные детские турниры, на самом высоком международном уровне. Я когда-то вывозил сборную команду России на турнир во Франции. Тогда меня поразил уровень организации и масштаб соревнований для детей 14 лет и моложе. И должен сказать, что со временем мы эту планку достигли, и наши турниры в Химках были одними из лучших в европейском календаре.

Но, кроме того, я бы хотел отметить соревнования, которые традиционно проводятся в разных регионах, помимо Москвы, это крупные турниры в Санкт-Петербурге, Тольятти – это наша вторая база, где мы проводим многочисленные Первенства, чемпионаты и международные турниры. Безусловно, Татарстан последнее время взял пальму первенства при проведении всероссийских соревнований. У нас там прекрасная теннисная база и персонал всегда подготовлен на самом высоком уровне. Меня радует, что очень повышается качество турниров и в других регионах России, в том числе и на Урале. Сейчас есть прекрасный центр в Екатеринбурге – новая теннисная база, прекрасные условия, думаю, что большие перспективы развития на этих кортах. Кроме того, мы отслеживаем ещё и развитие строительства новых теннисных центров, стараемся насытить их содержательной работой. Например, недавно был построен хороший клуб в Архангельске «АМЕО-спорт», и уже два года подряд мы там проводим всероссийские соревнования, которые пользуются заслуженным успехом. Недавно обсуждали вопрос о проведении серии всероссийских соревнований на Дальнем Востоке. У нас перспективные планы на Владивосток, Сахалин и Хабаровск. Это всё совместные проекты ФТР, РТТ и партнёров в регионах.

- Есть ли куда расти и развиваться турнирам, проводимым под эгидой РТТ?

- В последние два года ФТР подаёт пример всем остальным организаторам в повышении качества проведения соревнований. Федерация организовала целую серию турниров под названием «Олимпийские надежды России». Они проводятся 4 раза в год в возрастных группах до 13, до 15, до 17 лет, с финальным этапом.

Соревнования очень популярные среди спортсменов. ФТР берёт на себя расходы по проживанию, питанию спортсменов на местах, является организатором соревнований, где бы они не проходили, конечно же, привлекаются региональные федерации, региональные клубы как соорганизаторы. Но основное финансовое бремя ФТР берёт на себя. Турниры высоких категорий заинтересовывают игроков, так как дают больше рейтинговых очков.

Опять же, очень хорошо, что Федерация и её ресурсы подключились к освещению турниров в регионах: на нашем официальном сайте идут видеотрансляции матчей, рассказывается о теннисе в регионах, даются результаты матчей, интервью с игроками. Это, конечно же, заслуживает самой положительной оценки и дальнейшего масштабирования.

- У вас серьёзный управленческий опыт. Какое самое непростое решение приходилось принимать в своей карьере?

- В 1998 году Шамиль Анвярович поручил мне проработать вопрос о введении классификации. До этого классификацию теннисистов России вёл Царёв Евгений Васильевич, который по личным причинам работу эту прекратил. Но когда мы с коллегами изучили вопрос, поняли, что этого недостаточно, нужно создавать отдельную систему, нужно делать тур. И Шамиль Анвярович поддержал эту идею о создании организации, которая будет вести весь соревновательный процесс. Это, пожалуй, первое непростое решение, до которого нужно было дойти, а второй момент я уже упомянул – это когда принималось решение о переходе с бумажного формата распространения информации в цифровой. Бывали и непростые кадровые решения на моём профессиональном пути.

- Какой путь развития у РТТ? И как, на ваш взгляд, изменится теннис через 10-15 лет?

Я надеюсь, что будут внедряться всё больше современных технологических решений в процесс организации и проведения соревнований. ФТР сейчас разрабатывает целую информационную платформу «Российский теннис», куда будут интегрированы все процессы и процедуры, которые сопровождают деятельность РТТ. Мы совместно с коллегами продумываем, как автоматизировать рутинные моменты. Например, чтобы судья вёл счёт матчей в единой системе, а по окончании встречи, её результат сразу же заносился в единую базу. И этот процесс проходил быстро, чтобы видеоряд теннисных событий был более полным, и родители могли посмотреть своих детей, не выезжая на соревнования, а просто сидя дома по интернету.

Вы знаете, сейчас хороший пример показывают наши международные коллеги, которые проводят турнир Next Generation. Это же серьёзный шаг вперёд по отношению к существующим традиционным системам проведения соревнований. Думаю, что он получит дальнейшее развитие, в том числе и у нас, в России. Появится много интересных сервисов, которые помогут транслировать как соревнования, так и выделять какие-то самые яркие события во время соревнований. А ещё будет предусмотрена возможность обучения, скажем, позволяющая теннисистам, которые приступают к соревнованиям в РТТ, получать полезную информацию, которая поможет им совершенствовать свою игру.

- Как относитесь к теннису, спустя столько лет работы в нём в разных ипостасях?

- Для меня теннис – это любовь, любовь всей жизни. Не могу сказать, что я работаю, я просто живу и радуюсь, что я ещё в теннисе зачем-то нужен. А так да, был в своё время и игроком (говорят неплохим), был детским тренером (в течение 15 лет работал в Сочи), потом старшим тренером и даже учителем физкультуры, чтобы искать талантливых детишек. Я уже упоминал о первом Кубке Озерова, который проходил с Сочи в 1988 году, тот турнир выиграл мой воспитанник, чем я очень горжусь, Борис Куркин, чемпион России. Сейчас он уже взрослый, работает в Германии тренером. А потом судьба занесла меня в Москву, стал работать в Федерации тенниса России, Шамиль Анвярович сначала поручил мне работу по подготовке резерва, организации системы подготовки юношеских сборных команд, а потом сделал ответственным за РТТ, чем я занимаюсь с 2000 года под его чутким руководством.